Сетевое искусство: на скорости 100 мб/с
2015-03-29, 04:32
Бесполезно гадать, каким мог бы стать шекспировский "Гамлет", если бы в распоряжении его автора было не гусиное перо и чернила, а компьютер и интернет на скорости 100 мегабит в секунду. Но трудно спорить с тем, что без вопроса "быть или не быть" трагедия вряд ли вошла бы в историю.
Для современных шекспиров вопрос "быть или не быть интернету" уже не стоит: многие писатели, художники и музыканты не представляют своей работы без битов и байтов. Вот только большинство из них убеждено, что новые электронные "игрушки" - это лишь способ заниматься тем же, что делали до них много веков подряд.
"Я никогда для себя не ставил вопрос относительно новизны, - говорит художник и дизайнер Олег Пащенко. - Просто мне в распоряжение попал инструмент, которым удобно пользоваться".
Пащенко как никто другой мог бы претендовать на роль новатора в области изобразительного искусства. Помимо работы в студии Артема Лебедва - одной ведущих в русском сегменте сети - он известен как автор арт-проекта Conclave Obscurum (лат. темная комната).
Подробно описывать этот сайт бесполезно - достаточно сказать, что размещенные на нем работы живут собственной жизнью (и их движения далеко не всегда поспевают за желаниями пользователя). Мик Джаггер включил Conclave Obscurum в число своих любимых. "Это доказательство того, что воображение все еще живет в сети. Нужно только присмотреться повнимательнее", - пишет вокалист "Роллинг стоунз" на своем сайте о работе Пащенко.
Без посредников
Сам художник говорит, что основное различие между виртуальным искусством и искусством классическим - скорость его жизни. Произведения, появившиеся в сети, рождаются гораздо быстрее. Но и существуют не так долго.
"В этой среде немножко другие законы, по которым распространяются явления культуры. Понятно, что если случится сбой с электроэнергией, то все пропадет, - говорит Пащенко. - Возможно, это вызывает особое смирение у художника, потому что он помнит: то, чем он занимается, все равно гораздо более эфемерно, чем если бы он, например, писал по мокрой штукатурке красками".
Новым эффективным инструментом сеть стала и для музыкальной индустрии. Помимо продажи музыки в интернете - одного из самых прибыльных направлений в шоу-бизнесе - сеть приносит ощутимую пользу самим музыкантам.
"Поиск единомышленников упрощен до предела, - говорит Юрий Гуржи - берлинский музыкант, один из создателей популярной европейской дискотеки Russendisco, лидер группы "РотФронт". - Такие платформы, как MySpace.com, помогают связаться с ними напрямую. Это очень ценно, потому что любые посредники, как правило, искусственно замедляют процесс, и если речь идет о финансовых выгодах, то без финансовых выгод не уходят".
Гуржи, выпускающий музыкальные сборники в собственной студии звукозаписи, рассказывает, что сеть помогает ему находить талантливых исполнителей, которые без интернета, возможно, так и не пробились бы к слушателям. "Это революция в пластиночной индустрии, в шоу-бизнесе. Она бархатная, но она идет и приносит свои плоды", - считает он.
Литература?
Некоторые западные группы и исполнители вообще стали известными именно благодаря интернету. Скажем, американская хард-рок группа 10 Years, недавно добравшаяся до первого места в "альтернативном" чарте журнала Billboard, начала историю своего успеха с сайта garageband.com.
Любой самодеятельный состав может разместить здесь свою музыку, и если ее заметят и она станет популярной среди посетителей сайта, творения "гаражных групп" услышат в эфире тысячи партнерских радиостанций в США. В случае с 10 Years результатом стал контракт с Universal Records и стремительный карьерный взлет.
Литературные произведения из виртуального пространства тоже довольно часто находят путь в реальный издательский мир.
В Британии в число бестселлеров вошел печатный вариант сетевого дневника некоей Belle De Jour (дневной красавицы), которая ведет блог о жизни проститутки. Похожая история - в Бразилии, где блог работницы секс-индустрии из Сан-Пауло разошелся многотысячным тиражом.
Но можно ли считать эти произведения литературой?
"От того, что появился интернет, литература совершенно никак не изменилась", - убежден российский писатель Дмитрий Горчев. Он сам ведет сетевой блог, и некоторые его книги основаны на записях в Живом Журнале. "Но это не прямое перенесение дневника на бумагу. Все равно надо с ним что-то делать, чтобы его было не скучно читать", - рассказывает писатель.
"Появилось просто новое средства написания текста и доведения его до читателя. В самой литературе при этом ничего не произошло - она как была хорошая, плохая, интересная, скучная, так и осталась. Никакого влияния на литературу ни интернет, ни блоги, по-моему, не оказывают", - уверяет Горчев.
"Белый шум"
Несмотря на это, он соглашается, что виртуальное пространство самым решительным образом влияет на потребителей искусства. И влияние это не всегда положительное.
"Интернет привел к очень большой инфляции. Какие-то миллиарды фотографий, миллиарды картинок, миллиарды текстов, видеоклипов, мультфильмов. Когда нет некоторого затруднения при получении информации и нет предварительного отбора, довольно быстро мозги полностью забиваются. Очень большой уровень того, что называется "белый шум".
Случается ли, несмотря на это, находить среди интернет-разнообразия настоящие жемчужины?
"Да, сплошь и рядом это происходит. Раз по 20 в день, - признается Пащенко. - Но если бы я жил в XV веке, я запомнил бы этот день и мечтал бы всю жизнь вернуться, скажем в эту галерею и еще раз взглянуть на эту работу. А сейчас я 20 эстетических потрясений испытывают в день, и они не такие сильные, наверное, как у человека средних веков".
"Впечатлений таких сильных быть уже не может, - продолжает художник. - Видимо, какие-то падают занавесы, какие-то защитные механизмы включаются у каждого человека. Потому что такое количество эстетических потрясений, видимо, противно человеческой природе".
Евгений Каневский
BBCRussian.com, Лондон
news.bbc.co.uk